30 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опаковый слой при реставрации зубов

Использование материалов разной степени опаковости при цветонейтрализующей технике

Н. В. Новак
д. м. н., доцент кафедры терапевтической стоматологии БелМАПО

Современные композиционные материалы представляют широкие возможности при изготовлении эстетических виниров на зубах, измененных в цвете. В технике реставрации зубов широко используются композиционные материалы, которые, будучи достаточно устойчивы к механической нагрузке, эстетичны, не требуют удаления большого количества твердых тканей.

Фотополимеры характеризуются такими преимуществами, как достаточно высокая механическая прочность, химическая стойкость, большой выбор цветовых оттенков, способность поверхности к полированию до «сухого блеска». Вышеперечисленные достоинства определяют широкий диапазон показаний к применению композитов — от традиционных пломб до высокоэстетичных реставраций, воспроизводящих цвет, степень прозрачности, форму и рельеф зубной поверхности. В ряде случаев терапевтическая конструкция (винир, адгезивная шина) является альтернативой ортопедическим методам лечения [1—4].

Кроме того, современные фотополимеры имеют различные степени опаковости и прозрачности. Сочетание различных опаковых и полупрозрачных слоев позволяет, во-первых, нейтрализовать свет, отраженный от поверхности измененного в цвете депульпированного зуба, во-вторых, сформировать винир, по цвету идентичный соседним зубам. При этом, чтобы цвет депульпированного зуба не участвовал в формировании оттенков винира, его нейтрализуют путем перекрытия всей вестибулярной поверхности зуба опаковым слоем композита. Из-за сильного рассеивания света опаковый слой материала не пропускает отраженный от измененного в цвете зуба свет, нейтрализуя его. При выполнении эстетических работ, затрагивающих режущий край, применяют композиционные материалы, имитирующие полупрозрачность эмали в проксимальной области и режущем крае зуба. Для этого используют фотополимеры с повышенной светопроницаемостью, имеющие меньший уровень светлоты за счет преобладания прямолинейного прохождения света и просвечивания темной полости рта [4—6].

Оптимальное воссоздание естественного вида зуба требует, с одной стороны, знания анатомических признаков, структуры, возрастных изменений, особенностей форм и размеров коронки, что позволяет восстанавливать реальные размеры и форму зубов. С другой стороны, знание оптических свойств твердых тканей зуба и материалов необходимо для понимания смысловой роли многочисленных оттенков зуба в достижении высокого качества выполняемых эстетических работ.

Цветонейтрализующая техника используется при изменении цвета депульпированных зубов, при обширных дефектах с сильной пигментацией дентина, при возрастных изменениях цвета зубов, при дисколоритах «тетрациклиновых» зубов.

Выраженная пигментация тканей зуба требует тщательного подбора опаковых оттенков пломбировочного материала и планирования будущей реставрации.

Для нейтрализации цвета пигментированных тканей зуба, кроме опаков, могут также использоваться специальные краски («Tetric Color» Ivoclar Vivadent, Charisma creactive CF 5 Kulzer, «Color Plus» Kerr). Краска, являясь текучим композитом, содержит большое количество пигментированных частиц с высоким коэффициентом рассеивания света, поэтому также может использоваться в технике цветонейтрализации, как базовый слой.

Поэтапное изготовление цветонейтрализующего винира можно рассмотреть на клиническом примере. Пациент, 35 лет, обратился с жалобами на темный цвет фронтальных зубов (рис. 1). Кроме изменения цвета ранее депульпированных центральных резцов, наблюдается окрашивание границы пломба — зуб в латеральных резцах. Опалесценция, оттенки цвета пломб и депульпированных зубов не соответствуют аналогичным характеристикам рядом стоящих и нижних зубов. Кроме того, центральные резцы абразивно стерты по режущему краю, при этом утеряна их прозрачность, характерная для всех зубов этого пациента, уменьшена высота зубов.

План лечения предусматривает минимально инвазивное препарирование вестибулярной поверхности резцов и изготовление прямых виниров, корректирующих темный цвет зубов, восстановление высоты центральных резцов, прозрачности и опалесценции режущего края (рис. 2).

В ходе обследования зубов с помощью фотографий регистрируются особенности исходной ситуации, в том числе цвет, форма и индивидуальные особенности естественных зубов. На основе анализа этих фотографий планируется индивидуальная схема послойного нанесения композиционного материала разной степени опаковости с целью цветонейтрализации насыщенного оттенка депульпированных зубов, а также воссоздания светопроницаемости режущего края. До этапа препарирования определяют толщину винира, которая зависит от положения зуба в дуге.

После снятия налета осуществляется выбор оттенков зуба, который играет важную роль в прогнозируемом качестве выполняемой работы, так как реставрация будет выглядеть естественно только при оптимальном формировании цветовой гаммы. Опаковые оттенки композита подбирают для заполнения основного объема реставрации и цветонейтрализации. Дентинный слой покроется выбранным эмалевым А2. Широкий полупрозрачный слой А1 + I позволит удлинить режущий край и воссоздать опалесценцию.

Проводится минимальное препарирование твердых тканей зуба (рис. 3). После наложения базового слоя осуществляется обработка эмалевого края путем кислотного травления. Дозированное воздействие кислоты на эмаль расширяет межпризменные промежутки, обеспечивая более глубокое проникновение материала и улучшение его адгезии. Затем осуществляют послойное наложение композита, имеющего повышенную степень опаковости, перекрывают всю пигментированную вестибулярную поверхность реставрируемого зуба (рис. 4). Опак, сильно рассеивающий свет, препятствует отражению от нее света и создает так называемый эффект белого листа. Опаковый слой композита наносят сначала в придесневую область. Следующий, более светлый слой накладывают на предыдущий и распределяют в экваторной области в разных направлениях с помощью широкой гладилки или шпателя, покрывая белый опак. Процесс создания новых оттенков заканчивается в области режущего края. Твердые ткани в области измененных в цвете центральных резцов полностью перекрывают опаком (рис. 5). Необходимое количество слоев материала определяется индивидуально в зависимости от объема убыли твердых тканей. Несколько насыщеннее материал наносится в пришеечной области, светлее и прозрачнее — у режущего края. Возможны любые индивидуальные варианты. При выраженности признака кривизны коронки вестибулярная поверхность моделируется следующим образом. Порция опака наносится в верхнем среднем участке и распределяется равномерно от центра к периферии разглаживающими движениями. Следующая порция опака (основного цвета) наносится в виде вертикального валика на границе мезиального и срединного участков, а затем подходящим инструментом сглаживается в дистальном и мезиальном направлениях таким образом, чтобы максимальная выпуклость сохранялась ближе к мезиальной поверхности.

Моделирование признака угла коронки в нижнем ярусе осуществляют с учетом степени его выраженности, обусловленной величиной дистального угла, который по размерам чаще превосходит мезиальный. При этом мезиальный угол обычно приближается к прямому. Поскольку у большинства молодых людей преобладает выраженная прозрачность эмали в этой области, при воспроизведении углов в опаковых оттенках граница должна быть приблизительно на 1,0—1,5 мм короче итоговой длины зуба по вертикали (рис. 6—7).

С целью визуального омоложения зубов в процессе реставрации возможно удлинение клинической коронки зуба за счет режущего края. При увеличении вертикального размера резцов полупрозрачные оттенки фотополимера накладывают на резцовую область зуба, после чего моделируется новый режущий край. Эмалевые тона используют аналогично типу прозрачности интактных зубов, формируя элементы макро- и микрорельефа поверхности. Сразу после постановки пломбы осуществляется ее обработка. Все используемые материалы требуют снятия тонкого поверхностного слоя, пористого в силу взаимодействия его с кислородом воздуха, формирования макро- и микрорельефа и полировки поверхности до блеска, соответствующего зубу. С этой целью используются алмазные головки и боры с ультразернистостью (Ultrafine), полировальные головки (Politip), диски (Polisrap), пасты. При этом следует работать на малых оборотах и с водяным охлаждением. Если необходимо удалить большой излишек материала, то начинают обработку с алмазного 30 мкм бора (с красным кольцом) или с 8-насечкового карбидного бора.

После проверки окклюзионных контактов в статической и динамической окклюзии твердые ткани зубов обрабатывают фторпрепаратами. Готовые реставрации демонстрируют цветонейтрализацию в области резцов верхней челюсти, восстановление оптимального соотношения длины и ширины центральных резцов, воссоздание прозрачности и опалесценции режущего края (рис. 8—9).

Читать еще:  Коронка или художественная реставрация зубов

Таким образом, применение композиционных материалов разной степени опаковости позволяет создавать минимально инвазивные цветонейтрализующие реставрации для воссоздания или коррекции естественных оттенков цвета, прозрачности и оптических свойств зуба. При использовании оптимальной техники нанесения материала отдельными слоями знание оптических свойств зуба и законов распространения света позволяет получить предсказуемый результат эстетического лечения. Использование цветонейтрализующей техники существенно повышает эстетические свойства изготавливаемых конструкций с сохранением или коррекцией естественного вида зубного ряда.

Искусство сочетания опаковых и прозрачных слоев для получения высокоэстетичных керамических реставраций

    Вход Регистрация
  • Главная →
  • Новости и статьи по стоматологии →
  • Ортопедия →
  • Искусство сочетания опаковых и прозрачных слоев для получения высокоэстетичных керамических реставраций

На этапе диагностики и оценки клинического случая наиболее важным моментом является правильный выбор материала для будущей реставрационной работы. Вне зависимости от вида ортопедической конструкции – единичная коронка либо протезирование всей зубной дуги – только от команды специалистов-стоматологов зависит, будет пациент улыбаться с уверенностью или же стараться скрывать улыбку от взора окружающих.

На этапах изготовления ортопедической конструкции одной из наиболее сложных задач является поиск правильного баланса опаковых и прозрачных слоев. Материал с высокой степенью опаковости полностью блокирует проникновение света и не допускает наружного просвечивания темного подлежащего дентина. В то же время такие массы не поглощают достаточное количество света для воссоздания естественного вида зуба. Прохождение светового луча через всю толщу реставрации так же важно, как и моделирование прозрачного режущего края. Светопроницаемость является важнейшим условиям для получения высокоэстетичного результата протезирования.

В случае темной пигментированной культи зуба многие зубные техники используют опаковую основу коронки либо литой металлический каркас с тщательным послойным нанесением керамических масс. Но такой метод нельзя применять у пациентов с прогнатией и прямым прикусом.

В некоторых ситуациях достаточно сложно найти идеальное соотношение прозрачных и опаковых слоев ортопедической работы. Зачастую в результате получают сниженную насыщенность цвета реставрационных материалов, что сопровождается компромиссными решениями в виде сложных техник послойного нанесения керамики. Эстетичный керамический билд-ап приемлем для пациентов, которые не грызут ногти, не участвуют в спортивных состязаниях и согласны не кусать восстановленными зубами слишком твёрдые предметы или пищу. Сопротивление на изгиб керамической облицовки и огнеупорной реставрации находится всего в пределах 100 МПа, что является негативным фактором для механической прочности режущего края коронки. Даже если врач объясняет пациенту правила обращения с такими ортопедическими конструкциями, человек зачастую забывает данные инструкции и рано или поздно возвращается к прошлым привычкам.

К счастью, на сегодняшний день врач-стоматолог имеет широкий выбор реставрационных материалов индивидуально для каждого клинического случая. Изложенные в данной публикации примеры демонстрируют использование прессуемой керамической массы IPS e.max (Ivoclar Vivadent), которая обладает как достаточной прочностью (400 МПа), так и высокими эстетичными свойствами. Для зубных техников и стоматологов, которые выполняют фрезеровку непосредственно в кабинете, сегодня очень важно иметь материал для максимального воспроизведения естественного вида зубов без значительных временных затрат. При выборе реставрационного материала, изготовлении и фиксации конструкции врач должен учесть множество деталей для получения реставрации, которая будет органично выглядеть в полости рта и при этом не иметь отрицательных факторов касательно механической прочности.

Клинический случай 1

У пациента в возрасте 67 лет зафиксированы коронки на зубах №6-11 (Фото 1). Пациент жаловался на неудовлетворительную эстетику улыбки, желал получить более естественный и «молодой» внешний вид зубного ряда. Предложенный врачом Захарием Гилбертсоном план лечения предполагал замену всех шести коронок. Проведено консервативное препарирование с максимальным сохранением подлежащих тканей зубов, удален апроксимальный кариес и старые реставрации (Фото 2). Фото отпрепарированных зубов отправлены в лабораторию с указанием, что дентин культи зубов № 6, 7 и 10 существенно пигментирован. Для перекрытия темного цвета дентина не выполняли дополнительный билд-ап. Готовая ортопедическая работа также не содержала светоотверждаемый опаковый материал. Цель состояла в получении прочной и целостной адгезивной связи между дентином и реставрацией. Для этого использован оттенок А1.

Фото 1. Клинический случай №1 до лечения; на данном этапе лечения запланирована реставрация фронтальных зубов верхней челюсти.

Фото 2. Выполнено максимально консервативное препарирование твердых тканей: особое внимание уделено удалению апроксимального кариеса и старых неудовлетворительных реставраций.

При наличии пигментированных культей зубов желание пациента получить высокоэстетичные реставрации представляло некоторую сложность для автора данной публикации. Чтобы определиться с выбором материала темный цвет дентина воспроизвели на гипсовой модели (Фото 3). Заготовки IPS e.max LT Ingots помогут скрыть пигментированные ткани, но недостаточная прозрачность не позволит в итоге достичь естественного вида коронок. В подобных случаях для получения ультратонких прозрачных реставраций идеальным выбором являются заготовки IPS e.max НT Ingots. Многие стоматологические клиники и лаборатории широко используют Value Ingots, которые благодаря средней степени прозрачности позволяют решить большинство проблем аналогичных клинических ситуаций. Но, стоит отметить, что данный материал несколько уступает в эстетичных качествах.

Фото 3. Маркировка гипсовой модели помогла в выборе материала, способного скрыть темный цвет культей зубов.

Автор статьи принял решение использовать новейший продукт линии IPS e.max — IPS e.max Multi. Этот прессуемый материал обладает силой прочности 400 МПа как в пришеечной части зуба, так и в области режущего края. Шкала оттенков позволяет получать цвет от интенсивного опакового пришеечных участков до полупрозрачных оттенков режущего края. Фиксация готовой работы осуществлялась в адгезивной технике (Фото 4).

Фото 4. Материал IPS e.max Multi выбран в связи с его высокой прочностью, достаточной опаковостью для маскировки пигментированной культи в пришеечной части, а также высокой прозрачностью режущего края, способной имитировать естественный вид зуба.

Для достижения оптимальной прозрачности насыщенность цвета режущего края можно увеличить или уменьшить путем расположения восковой матрицы выше либо ниже основного литникового канала. Конструкция основного литника позволяет объединять литниковые каналы, представленные в виде двух разных форм. Тип А используется для реставраций верхних фронтальных зубов и моляров, тип В – для нижних резцов и клыков. Создание восковой модели и плавление выполнено компанией Mark Harper of Smiles. И пациент, и врач-стоматолог остались довольны конечным результатом работы (Рис. 5).

Фото 5. Фото после реставрации фронтальных зубов верхней челюсти.

Клинический случай 2

Пациентка в возрасте 48 лет обратилась в клинику с желанием получить белоснежную улыбку с естественным внешним видом зубов (Фото 6). План лечения доктора Ренди Фуршман предполагал изготовление шести коронок для зубов верхней челюсти №6-11. В качестве реставрационного материала выбран IPS e.max Multi-Press оттенок BL2 с минимальными внутренними эффектами. При работе с более яркими оттенками зачастую сложно достичь белоснежного цвета коронок, которые выглядят натурально без эффекта искусственности.

Фото 6. Клинический случай №2 до лечения; пациентка желала получить белоснежную улыбку с естественным внешним видом зубов.

Прессование реставраций выполнено в пресс-печи ЕР5000 с применением соответствующей для IPS e.max программы Multi pressing. Отличное воспроизведение деталей поверхности восковой модели на отпрессованных коронках позволило свести к минимуму толщину реакционного слоя. Реставрации срезаны с литников с помощью диска, имеющего режущий только краевой участок, что позволило максимально уменьшить величину билд-апа (вращающиеся инструменты Cardinal). Граница препарирования коронок отмечена красным карандашом, а для отображения рельефа внешней поверхности использована помада (Фото 7). С помощью колесовидного камня выполнена обработка мезиальных апроксимальных контактов в месте бывшего крепления литников, область краевого прилегания отполирована на штампе. Шаровидным бором среднего размера проведена шлифовка внешней поверхности.

Читать еще:  Отбеливание зубов в солярии до и после

Фото 7. Красным цветом на модели отображен рельеф внешней поверхности коронок.

Более агрессивными движениями конического алмазного и спирального боров нанесен рельеф вторичной анатомии зубов, затем выполнена полировка для устранения острых краев и излишних борозд.

Чтобы добиться поглощения света вдоль резцовой трети зуба использован оттенок IPS e.max Ceram Incisal 2. С помощью Essence E18 Аnthracite выделены маммелоны и произведена имитация прозрачного эффекта гало. Смесь E05 Copper и двух частей оттенка E20 Rose нанесена в области контакта десны и коронок IPS e.max для воспроизведения естественной интеграции реставраций в мягкие ткани. Оттенок E02 Creme Essence использован для имитации аспекта светоотражения эффекта гало, также с его помощью воссоздан теплый цвет центра пришеечной области зубов (Фото 8). Обжиг реставраций выполнен в печи Programat P500/P510 с применением программ Shade и Essence.

Фото 8. При выборе оттенков реставрационного материала учитывается необходимость прозрачных слоев, получения рельефа поверхности, а также возможность интеграции коронок в области мягких тканей и других зубов полости рта.

После обжига в контейнер для приготовления смесей поместили пастообразную глазурь Glaze Paste. Одну треть пасты внесли в емкость с добавлением одной капли жидкости для глазури. Две оставшиеся части смешали вместе. Глазурь с избытком наносили на керамические коронки, излишки устраняли до тех пор, пока не отмечалось появление и медленное исчезновение мазков кисти, что создает гладкую поверхность реставраций (Фото 9). Проведен повторный обжиг в печи Programat P500/P510 с применением программы IPS e.max Glaze. Затем автор статьи выполнил полировку шероховатостей глазурированных поверхностей с помощью мелкодисперсного алмазного бора до достижения желаемой текстуры коронок. Дисками для финишной обработки получен итоговый блеск реставраций (Фото 10), после этого выполнена фиксация работы в полости рта пациента (Фото 11).

Фото 9. Нанесение глазури для достижения гладкой поверхности керамических реставраций.

Фото 10. Готовые к фиксации керамические коронки после выполнения полировки с помощью мелкодисперсных дисков.

Фото 11. Итоговый результат работы: естественная белоснежная улыбка.

Выводы

При воссоздании керамического билд-апа плавный переход оттенков прессуемых блоков IPS e.max Multi-Press позволяет зубным техникам и врачам-стоматологам уделить больше времени воспроизведению конечных элементов высокоэстетичных реставраций. Больше не нужно тратить годы на понимание аспектов создания истинно красивых ортопедических работ с помощью 15-30 оттенков керамики. Единственное, что остается сделать после прессования, — добавить элемент художества.

Автор: Dane Barlow, Chief Operations Officer Director of All Ceramics Smiles, Inc. Boise, Idaho

Пошаговый протокол реставрации передних зубов IV класса

Использование композиционных материалов для восстановления передних зубов – процедура, которая требует от стоматолога особых стараний от планирования лечения до исполнения. При этом важно сочетание искусства и науки с использованием минимально инвазивного подхода, который позволяет сохранить больше здоровых тканей и добиться оптимального эстетического и функционального результата.

Выбор цвета реставрации для передачи точного оттенка зуба является одним из самых сложных этапов восстановления. Оптические особенности дентина, эмали и их взаимодействие определяют окончательный вид зуба. Техника послойной реставрации предполагает получение естественного цвета зуба за счет внесения дентинных и эмалевых слоев композита соответствующих оттенков изнутри кнаружи реставрации.

Восприятие цвета зуба напрямую зависит от текстуры его поверхности. У зубов с более светлым внешним видом отмечается большее количество деталей на поверхности, которые повышают уровень отражения света в различных направлениях, по сравнению с зубами с гладкой поверхностью, которая придает более темный вид.

Для обнаружения важных деталей строения поверхности зуба, таких как граница между эмалью и дентином, а также оценки различных цветовых характеристик лучше всего подходят источники постоянного освещения (5500ºK) и фотографический анализ. Эти методы предоставляют максимальную информацию о цвете и строении зуба.

Простой способ выбора оттенка для реставрации заключается в следующем: оценить пришеечную треть зуба, которая соответствует по цвету дентину, среднюю треть зуба – для выбора цвета хроматической эмали, а затем определить оттенок в дистальной, медиальной и режущей областях зуба, соответствующий ахроматической эмали.

Верхние центральные резцы наиболее часто страдают от перелома коронки зуба, что представляет собой самую частую травму зубов постоянного прикуса. При IV классе поражения наблюдается потеря режущего края и средней трети, с включением или без режущих углов. Решение о планировании реставрационного лечения необходимо принимать после оценки состояния пульпы и периодонта.

На показанных изображениях продемонстрирован клинический случай переломов 11 и 21 зубов IV класса с восстановлением композитными материалами по простому протоколу, доступному каждому врачу.

Изображение 1 – Исходная ситуация, перелом режущей трети зубов 11 и 21.

Изображение 2 – Клиническая картина, в соответствии с которой планируем форму и цвет будущей реставрации. Для выбора цветовой гаммы сначала ориентируемся на центральную часть пришеечной области зуба – это будет оттенок дентина (учитываем цвет и насыщенность). После чего выбираем оттенок хроматической эмали, соответствующий центральной области зуба. Затем по проксимальным участкам и наиболее режущей области зуба определяем оттенок ахроматической эмали (опалесцирующие эффекты).

В данном случае были выбраны оттенки композита А 3.5 Dentin дентинный, А2 Enamel эмалевый и Trans 20 прозрачный (Empress Direct Ivoclar Vivadent).

Изображение 3 – Это изображение было подвержено цифровой обработке для выявления большего количества деталей, таких как эмалево-дентинная граница и некоторые природные особенности зуба. Контраст снимка был увеличен на + 60%, а яркость снижена на — 60%, что позволило лучше воспринимать цифровые характеристики.

Изображение 4 – Исходная модель и диагностическое восковое моделирование 11 и 21 зубов, вестибулярный вид.

Изображение 5 – Исходная модель и диагностическое восковое моделирование 11 и 21 зубов, небный вид.

Изображение 6 – Силиконовый ключ, который был обрезан в мезио-дистальном направлении до сохранения режущего края, передающий информацию с воскового моделирования. Он будет использоваться для создания макета реставрации.

Изображение 7 – Прямой макет реставрации, изготовленный с использованием силиконового ключа по восковому моделированию.

Изображение 8 – После исправления и корректировки прямого макета реставрации и обсуждения всех эстетических запросов пациента был получен второй, более точный и правильный, окончательный силиконовый ключ.

Изображение 9 – Наложение коффердама для абсолютной изоляции операционного поля от первого премоляра одной стороны до первого премоляра другой стороны.

Изображение 10 – Обработка силиконового ключа. Обрезка избытков материала, особенно в областях, прилегающих к кламмерам и десневому сосочку. Проверка правильности посадки и стабильности.

Изображение 11 – Подготовка зубов. Обработка 2% раствором хлоргексидина, удаление иррегулярных и нависающих эмалевых призм, создание тонкого скоса шириной 2-3 мм с помощью алмазного бора #2135 (скос должен проходить на всем протяжении линии перелома) и шлифование препарированных областей с использованием дисков с грубой и средней абразивностью.

Изображение 12 – Построение небных стенок. При проведении реставраций зубов после перелома с использованием силиконового ключа мы обычно начинаем с небной стенки с помощью высокопрозрачного композита, соответствующего ахроматическому дентину (Trans 20 Empress Direct, Ivoclar Vivadent), или очень тонкого слоя эмалевого композита. Композит наносим на силиконовый ключ однородным слоем, размещаем конструкцию на свое место, адаптируем и полимеризуем. Перед удалением силиконового ключа мы несколько раз укрепляем небную стенку с помощью небольшого количества жидкотекучего композита.

Читать еще:  Реставрация зуба от семечек

Изображение 13 – Удаляем избытки композита абразивными дисками, скальпелем или алмазным бором на низкой скорости без подачи воды для получения хорошо очерченного чистого периметра.

Изображение 14 – По границам режущего края вносим опаковый композит для создания эффекта гало (в данном случае использован оттенок такой же, как и для тела дентина). Получаем опалесцирующий контур, характерный для естественных зубов, без изменения длины и ширины планируемой реставрации (A3.5 Dentin, Empress Direct Ivoclar Vivadent).

Изображение 15 – Нанесение композита оттенка A3.5 Dentin (или опаковой массы) на небную стенку для начала восстановления тела дентина. Воспроизводим небольшую выпуклость с максимальным объемом в средней трети, перекрывающую скос, и частично уменьшающуюся в объеме по направлении к режущему краю. С помощью зонда или другого острого инструмента начинаем формировать мамелоны, сохраняя незаполненным небольшое пространство для создания эффекта режущего края прозрачной композитной массой.

Изображение 16 – Небольшое пространство между мамелонами и участком гало на режущем крае будет заполнено композитом с особым эффектом опалесценции (оттенка Trans 20), слегка покрывающим концы мамелонов.

Изображение 17 – После восстановления тела зуба по всей поверхности реставрации нанесем хроматическую эмалевую массу А2 (Empress Direct, Ivoclar Vivadent).

Изображение 18 – Нанесение ахроматического композита в некоторых областях, таких как края зуба, а также мезиальные и дистальные доли, позволяет модулировать уровень опалесценции и способствует получению лучшего показателя преломления, сходного с естественной эмалью, таким образом, улучшая морфологию реставрации.

Изображение 19 – Этап шлифовки и полировки абразивными дисками по периметру и алмазными борами для создания текстуры и микроструктуры вестибулярной поверхности. После этого полировка абразивными резиновыми головками.

Изображение 20 – Вторичная анатомия подчеркивает дольчатое строение зуба и углубления на вестибулярной поверхности.

Изображение 21 – Микротекстура.

Изображение 22 – Непосредственный послеоперационный вид. Зубы обезвожены. Для полировки и оценки интеграции реставрации необходимо второе посещение.

Изображение 23 – Через пять дней после лечения проведена окончательная полировка войлочными дисками с пастой из оксида алюминия для улучшения интеграции цвета и формы реставрации.

Изображение 24 – Изображение с цифровой обработкой для проверки интеграции. Контраст +60%, яркость -60%.

Изображение 25 – Окончательный вид реставрации.

Заключение

Основная цель создания прямых композитных реставраций – организация простого рабочего процесса, который позволяет врачу получить предсказуемый, естественный, функциональный и долговременный результат. Композиционные материалы хорошо сочетаются с тканями зуба, что позволяет ориентироваться на минимально инвазивный подход. Выбор цвета всегда представляет собой вызов для клинициста. В данной статье предложен простой метод определения оттенка реставрации, дополненный цифровым методом усиления имеющихся характеристик естественных зубов. Сочетание науки и искусства, а также тщательное соблюдение природных деталей должно приниматься во внимание стоматологом с самого начала лечения и до его завершения. Постоянное стремление к достижению натуральной эстетики вместе с непрерывным развитием адгезивных систем и стоматологических материалов позволяют профессионалам достичь высокоэстетичных результатов для долговременных реставраций.

Основные этапы изготовления металлокерамической коронки: Облицовка

Этап 1: Нанесение первого «водянистого» слоя опакового фарфора (грунта) на каркас.

С помощью небольшой (№1-№2) кисти подхватываем с палитры каплю опака и тонким слоем распределяем её по каркасу. Нанесение массы должно осуществляться самой каплей, находящейся на конце кисти. При этом ворс не должен касаться каркаса, так как иначе он будет «разгонять» массу, оставляя на поверхности разводы (см. рис.8).

Последующий обжиг преследует три цели:

  • Выжигание органического остатка в металле через тонкий опаковый слой;
  • Создание дополнительной связующей оксидной плёнки;
  • Спекание фарфора и создание посредством этого химической связки.

Этап 2: Нанесение второго слоя опака.

Для этого берётся соответствующий определённому ранее цвету опаковый фарфор и разводится специальной жидкостью. Оптимальной для нанесения на каркас считается такая консистенция смешанного фарфора, при которой фарфоровая масса формирует «густую эластичную нить» при поднятии её стеклянным шпателем («густой кефир»).

Забирайте кисточкой опаковую массу и наносите её лёгкими разравнивающими движениями.

Таким образом фарфоровая масса быстро распространяется по поверхности каркаса и не затекает в проёмы и пустоты (см. рис. 9).

Нанесённый слой опакового фарфора следует подсушить у входа в муфель печи.

После обжига поверхность второго опакового слоя должна иметь структуру «яичной скорлупы». Если поверхность получилась слишком матовой или глянцевой,- внесите коррективы в программу обжига по прилагаемой к фарфоровой массе инструкции.

Этап 3: Нанесение первого слоя дентина и эмали.

Перед началом работы по формированию тела зуба следует произолировать лаком те участки гипсовой модели, которые будут контактировать с наносимой на каркас фарфоровой массой.

Для эффективности рабочего процесса все фарфоры, которые будут использоваться, следует подготовить заранее на стеклянной пластине или специальной палитре. Разводим фарфоровую массу до консистенции сметаны.

Сначала моделируется опак-дентин в пришеечной области в виде серпа. Он должен тонко сходить «на нет» в вестибулярной части (см. рис. 10).


Рис.10

Рис.11

Рис.12

Большая порция дентина забирается кисточкой и наносится на вестибулярную поверхность зуба. Избыток влаги удаляется бумажной салфеткой (см. рис. 11).

Разглаживаем массу по поверхности влажной кисточкой (см. рис. 12).

Перед тем, как нанести эмаль, режущий край, медиальная и дистальная поверхности сначала должны быть скошены (см. рис. 13).


Рис.13

Рис.14

Рис.15

Далее моделируем режущую область, отображая структуру перехода дентина в эмаль (см. рис.14).

Затем зуб полностью надстраивается из шмельцмассы, эмали и транслюцентов в зависимости от индивидуальных особенностей строения зубов у конкретного пациента.

Законченная, полностью отмоделированная коронка должна быть приблизительно на 1-1.5 мм. длиннее и немного шире готового протеза, чтобы компенсировать усадку материала при обжиге (см. рис. 15).

Перед обжигом массу следует тщательно проконденсировать путём лёгкого постукивания по модели и удаления выступающей влаги с помощью бумажной салфетки. В случае изготовления протеза, состоящего более чем из одной коронки, необходимо с помощью тонкого инструмента прорезать сепарации до грунта. Затем коронка снимается с модели и обжигается.

Этап 4: Коррекция.

После обжига на медиальный и дистальный участки (а также в сепарации, если речь идёт не об одиночной коронке) докладывается и конденсируется фарфор. Сепарации, если таковые имеются, прорезаются на этот раз не до грунта.

Производится повторный обжиг.

Этап 5: Шлифовка и глазурование.

После того, как все необходимые обжиги произведены, можно приступать к окончательной коррекции коронки. Для коррекции следует применять либо карбидные головки с силиконовой связкой, либо алмазные головки и диски.

Однако, перед глазурированием вся поверхность коронки должна быть обработана одним абразивным инструментом, потому что различные абразивные материалы создают разную степень грубости поверхности (см. рис 16).

Можно приступать к заключительному этапу — глазурованию

Коронку очищаем от керамической пыли под струёй проточной воды и просушиваем сжатым воздухом. Затем наносим с помощью кисточки тонкий слой разведённого порошка глазури и производим подкраску, если есть такая необходимость. Следует затметить, что толстый слой краски будет виден после обжига, так что старайтесь точнее определять цвет до облицовки. С помощью красителей можно воспроизводить различные эффекты: затемнения, имитирующие последствия курения, меловые пятна, места декальцинации и т.д.

После того, как коронка покрыта глазурью и подкрашена, производим обжиг.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector