Менеджер по персоналу, или HR-менеджер, — это сравнительно новая профессия в России. Значительная часть функций перешла к нему от его предшественников советского периода, инспекторов по кадрам, которые обычно работали с кадровым делопроизводством и осуществляли контроль над соблюдением норм КЗоТа. Менеджер по персоналу делает практически все то же самое, но, в отличие от кадровиков, это всего лишь небольшая часть его работы.
1. Обязанности менеджера по персоналу заключаются в отслеживании ситуации на рынке труда, информировании руководства о положении на рынке с кадрами и уровне средней заработной платы.
2. Также он занимается поиском и подбором квалифицированных специалистов, и, кроме того, планированием потребностей в кадровых ресурсах на ближайшее время, следит за кадровым резервом. HR-менеджер, как правило, создает систему мотивации работников, но в отличие от руководства, отвечает за ее нематериальную сторону.
3. Более того, менеджер по персоналу – это главный создатель и хранитель корпоративной культуры. Именно он, по сути, формирует трудовой коллектив: групповые и личностные взаимоотношения, единство методов и умений в достижении намеченных целей, организует адаптацию вновь принятых сотрудников, проводит работу с увольняющимися, занимается аттестацией работающих и т.д. А все самые свежие новости HR Вы можете почитать здесь www.vswork.ru/
4. Одной из самых важных обязанностей HR-менеджера считается обучение кадров, организация тренингов, курсов, повышающих квалификацию, обучающих семинаров. А также консультирование руководства всех органов по всем вопросам, касающимся области управления человеческими ресурсами, подготовка соответствующих отчетов.
5. Однако далеко не каждой организации нужен менеджер по персоналу. В маленьких фирмах зачастую кадровым делопроизводством занимается секретарь, а остальные обязанности менеджера распределяются между другими специалистами. Существует негласный норматив: один менеджер на 80-100 сотрудников. В крупных компаниях может работать до 10-15 HR-менеджеров, причем каждый из них отвечает за свой определенный участок работы: один – за трудоустройство персонала, другой – за его переобучение и т.д.
6. Менеджер по персоналу обязан знать, какими необходимыми личными и профессиональными качествами должен обладать претендент на ту или иную должность. Т.е. он должен уметь составить профессиограмму на каждое рабочее место в организации.
7. Также он должен владеть профессиональными навыками общения. Как известно, прием на работу всегда начинается с собеседования, от успеха проведения которого, зависит дальнейшая эффективная работа сотрудника. Поэтому большое значение имеет умение менеджера расположить собеседника к доверительной беседе, способность не принимать во внимание первое впечатление и дать ему высказаться, и т.д.
8. Очень полезным качеством для менеджера по персоналу будет знание социально-психологических основ и применение их на практике, с целью создания благоприятного климата в коллективе и оказанию помощи в раскрытии потенциала каждого сотрудника, проявлении его способностей.
9. Кроме того, менеджеру персонала необходимы знания трудового законодательства и правила оформления различных бумаг для приема на работу, для перевода или увольнения, документации по отпускам и т.д.