Картавить разрешается…
Логопеды утверждают, что произносить неправильно звуки детям до пяти лет разрешается. В этом возрасте им можно даже коверкать слова, поскольку у них формируется звуковой строй речи, дети вроде бы проводят пробы разных вариантов произношения звуков.
Ребенком могут неправильно произноситься шипящие звуки, он может не выговаривать звук «р»или твердый звук «л». Обычно к пяти годам, а то и к четырем произношение устанавливается самостоятельно и большинство детей обходится без помощи логопеда.
Нечеткое произношение звуков «ш» или «р» не так уж и страшно в действительности. Иногда логопед-психолог даже не против этого невыговаривания, лишь бы только здесь не была замешана патология речи.
С увеличением возраста ребенку становится все труднее исправить произношение, а после четырнадцатилетнего возраста это сделать уже невозможно практически. Следовательно, всё нужно делать своевременно.
В наше время все чаще неумение правильно говорить вызывается именно патологией речи у ребенка. Значит, плохой дикцией будут вызваны трудности письма и чтения, возникнут школьные проблемы. Вот это именно тот случай, когда необходимо обратиться в психолого-логопедический центр за профессиональной помощью.
Пример: утром я быстро выполнил задания, они были не очень трудными. Я придумал предложение: «Мы построили салаш.» А больше заданий и не было.
Такие ошибки должны показать родителям, что с речью их ребенка не всё в порядке.
Происходит взаимозамена звуков. Проблема небольшая, если малыш говорит «сапка» вместо «шапка» — это просто неумение произношения звука «ш». А вот если он и вместо «собака» говорит «шобака», значит, им не различаются звуки «с» и «ш», а потому происходит их взаимозаменяемость.
Исправлением подобных ошибок обязательно должен заниматься логопед, даже если ребенку всего два года.
Если при выговаривании ребенком проглатываются слоги или же добавляются лишние, это допустимо даже в четыре года, он может перековеркивать слова по-своему, но правильное количество слогов должно в них содержаться.
То же слово «шапка» может произноситься как «шака», «сапа», «пака», но ни в коем случае не «шапака» и не «шап».
Ребенком могут добавляться или теряться согласные, но только не гласные, поскольку они составляют ритмику слова, его основу. Поэтому нарушение слоговой структуры является сигналом, что дитя не улавливает ритм слова. Эта функция бывает сформирована уже в 2 — 3 года при нормальном развитии.
Возраст ребенка больше трех с половиной лет, а он «прожевывает» слова, говорит вяло — здесь ему помогут нейропсихологические занятия, специальные упражнения.
То же относится и к ребенку, говорящему в нос. Это не всегда связано с наличием разросшихся аденоидов. Нужно во время говорения поставить зеркальце к носу ребенка, и если оно сильно запотеет, значит, дитя дышит через рот, а нашей речью предполагается носовое дыхание. Опять же в этом случае необходима помощь специалистов-профессионалов.