Уже в ближайшие годы многое в технологии съемок кино изменится. Режиссер знаменитой трилогии «Назад в будущее» Роберт Земекис выступил с заявлением, в котором выразил уверенность: очень скоро новая технология performance capture кардинально изменит взаимоотношения между режиссером, актером и оператором на площадке. К тому же ее развитие приведет и к значительному удешевлению съемок – бюджеты голливудских блокбастеров больше не будут зашкаливать за разумные рамки.
Как известно, Земекис – большой поклонник нововведений в кино, ведь именно он поставил в свое время «Форреста Гампа», где удивил зрителей органичным присутствием главного героя в исполнении Тома Хэнкса в кадрах кинохроники – персонаж стоял бок о бок с американскими президентами, пожимал им руки, разговаривал с Джоном Ленноном. Это был серьезный прорыв в использовании спецэффектов. Однако Земекис никогда не скрывал своего стремления окончательно «освободиться от тирании технических аспектов кинематографа», под которыми он подразумевал всю известную процедуру съемок, сопровождающихся обычно словами «Камера, мотор!» Похоже, теперь он уверен, что кинематографисты на полпути к счастливому моменту, когда они окончательно сбросят все, что их сковывает. Именно за performance capture режиссер видит будущее кино, и фильм Земекиса «Полярный экспресс» стал первой в мире полнометражной картиной, полностью снятой при использовании этой технологии. Выбрать услуги элитной стоматологии москва для вас и ваших близких.
Performance capture существенно отличается от всем известной motion capture. Это куда более продвинутое изобретение и позволяет добиться несравнимо больших результатов. Выглядят съемки следующим образом: на актерах устанавливаются специальные светоотражающие метки. Performance capture, в отличие от предыдущих технологий, позволяет осуществлять высококачественный «цифровой захват» мимики актеров, поэтому лица и головы исполнителей тоже наделены датчиками, которые фиксируются на подбородке, щеках, губах, веках и бровях. Число «меток» переваливает за полторы сотни. Затем все движения актеров считываются компьютером, оцифровываются и составляют основу для генерирования персонажей будущего фильма. Любопытно, что записываются даже малейшие движения. Например, моргание глаз, трепет ресниц. А одним из самых больших достижений этой технологии является способность одновременно снимать данные со всех актеров, вышедших на съемочную площадку, и фиксировать их взаимодействие друг с другом. Наиболее известным героем, созданным при помощи performance capture, сегодня считается Горлум из трилогии Питера Джексона «Властелин колец». Все ужимки, прыжки и другие трюки за этого персонажа исполнил актер Энди Серкис.
Интересно, что выступая на днях на Международной конвенции по широковещательным технологиям в Амстердаме, Земекис объявил, что благодаря развитию «цифрового захвата» стало возможным полностью отделить техническую сторону от искусства. Парадокс, но факт: технологическое новшество как раз и помогает актерской группе забыть обо всех технологиях. Собственно, с активным внедрением performance capture киноактеры все больше начнут напоминать театральную труппу. Больше не будет необходимости подходить к определенной точке, чтобы попасть в камеру в нужном ракурсе. Актер почувствует себя свободным – есть только сцена и роль. Безусловно, широкие возможности технология открывает и перед режиссером. Она помогает варьировать планы, как заблагорассудится постановщику фильма, позволяет вести одновременную съемку с нескольких точек. Кроме того, ничто не помешает переместить актера в любое место. Для иллюстрации того, на что способна эта технология, Земекис любит приводить пример с маленьким ребенком на крыше гремящего поезда, мчащегося ночью сквозь снежную бурю.
Самое главное, что такая технология способна создавать с фотографической точностью человеческие образы, поэтому Земекис во весь голос заявляет, что performance capture применима не только для анимации. Стоимость фильмов, использующих это новшество, снижается с каждым годом, тогда как съемки фильма «по старинке» становятся все более накладными. Правда, сам Земекис пока сосредоточен на анимации. В конце 2007 года ожидается выход на экраны его эпического фэнтези «Беовульф», а сейчас он готовится к съемкам «Рождественской песни» для студии Walt Disney Pictures по произведению Чарльза Диккенса. Возможности performance capture испытают на себе актеры Джим Кэрри, Том Хэнкс, Майкл Джей Фокс, Кристофер Ллойд и Боб Хоскинс. Помнится, как-то Арнольд Шварценеггер хвастался, что зачастую он просто сидел на диване, а в это время его тело, благодаря специалистам по спецэффектам, совершало героические подвиги в «Терминаторе-3». Если performance capture будет использоваться повсеместно, то нечто подобное мы сможем слышать все чаще и чаще.