Проблема чрезмерного увлечения подростков видео- и компьютерными играми давно уже охватила все развитые страны, в том числе и Россию. Пока же от нее больше всех страдают Соединенные Штаты. Но несколько преступлений в последние годы произошло и в России, когда в суде малолетние преступники признавались, что совершали злодеяния под впечатлением от любимых видеоигр.
Последний громкий процесс завершился в Великобритании в июле этого года, когда 18-летний подросток убил 33-летнюю женщину. На суде мать обвиняемого заявила, что сын сделал это под воздействием знаменитой игрушки Manhunt – фактически стимулятора уличного убийцы. До этого Manhunt уже спровоцировала преступление: в Великобритании 14-летний Стефан Пакира был убит своим 17-летним товарищем Уорреном Лебланом. Леблан заманил Пакира в местный парк (в игре жертв тоже надо заманивать), где избил и зарезал его.
По классификации Entertainment Software Rating Board игре был присвоен рейтинг M (mature) – то есть ее можно продавать подросткам, достигшим 17-летнего возраста. После прецедента в Великобритании сиквел Manhunt (он должен выйти в этом году) запретили к продаже на всех игровых системах. Подобного в туманном Альбионе не происходило последние десять лет. А продажи первой части резко подскочили после этих трагических происшествий.
Эзекиль Маскуэлл зарезал свою соседку Кармелиту Талоч под воздействием «гашиша и игры в Grand Theft Auto» — в этом признался на суде сам преступник. Но самое интересное, что GTA послужила причиной самого массового расстрела в США – студентов Вирджинского университета. Наконец есть пример того, как один из игровых «старейшин» Doom в 2000 году подтолкнул двух учеников колледжа на зверское убийство своих одноклассников. Лучший выбор легранд по разумной цене.
В России же преступления под воздействием игр, к счастью, не имеют такого размаха. Известны случаи суицида под впечатлением от сентиментальной ролевой игры Final Fantasy VIII двух девочек-японофилок. К резне, учиненной Александром Копцевым в синагоге, косвенно причастен кровавый симулятор почтальона-убийцы Postal.
В США «проблемными» играми занимаются уже довольно давно на самых высоких уровнях, вводя поправки в конституцию, изымая из продажи тиражи и даже запрещая продавать жестокие игрушки в некоторых штатах задолго до их официального выхода, не говоря уже о специальных комитетах и общественных организациях. Но однозначного мнения насчет вредоносности игр для психики пока нет.
Например, психолог Люси Микаэлян считает, что индустрия видео- и компьютерных игр – это следующая ступень эволюции сферы развлечений: «Раньше жизнь была более подвижной, сейчас же она у многих проходит в офисах. Изменилась жизнь, изменились и игры: с более активных, таких, например, как казаки-разбойники на Counter Strike. Это просто течение жизни». В подтверждение ее слов и в защиту игрушек можно привести несколько аргументов из других сфер развлечений.
Известны случаи, когда подростки в колледжах расправлялись со своими товарищами под звуки музыки треш-металлической легенды Slayer, за что комитет матерей погибших не раз пытался привлечь вокалиста группы Тома Арайю к суду. Недавно в США обезвредили маньяка Дэниела Гонзалеса, который самым натуральным образом хотел стать похожим на Фредди Крюгера и даже изобрел некое подобие знаменитой «ножевой» перчатки киногероя. Он успел повторить подвиги легенды хоррор-фильмов и убил четырех человек. Кроме того, на почве массовой истерии вокруг блэк-металла и культа сатанизма в Скандинавии в начале 90-х годов было сожжено больше 50 древних католических церквей и убиты десятки человек.
Мнения экспертов по этому поводу неоднозначны. Некоторые опасаются, что вслед за американскими преступлениями на почве игр вырастет и трагическая российская статистика. Но с этим категорически не согласны эксперты от индустрии видеоигр. «Во-первых, никем пока еще не доказано, что преступления были совершены именно под влиянием игр, — прокомментировал ситуацию директор российской компании Game Developers Conference Russia Анатолий Норенко. — Подростки в свободное время общаются с друзьями, ходят в кино, занимаются кучей других вещей, и неизвестно, что, как и в какой степени на них влияет. Во-вторых, как использовать продукт – личное дело каждого. Ножницами можно резать бумагу, а можно и нанести увечья».
С другой стороны, компьютерная или видеоигра остается игрой, а зависимость от игр уже давно классифицируется как заболевание. «В международной классификации болезней игровая зависимость находится рядом с такими заболеваниями, как пиромания, клептомания и трихотилломания, – рассказал РБК daily Weekend руководитель клиники «Профессиональная медицина» Эркен Иманбаев, – то есть она относится к разряду расстройств привычек и влечений. Другими словами, учеными уже давно определено место данного заболевания и определена структура его развития». Получается, что в принципе игра может оказать воздействие на сознание, но совсем не обязательно доведет человека до полного психического расстройства. Все зависит от самого человека.